Повышенное давление в шинах Среди автолюбителей распространено мнение: повышенное на 0,2 кгс/см? давление, рекомендованное инструкцией для длительного движения с большой скоростью, следует поддерживать постоянно, чтобы снизить износ покрышки. Так ли это?
Указанное в инструкции нормальное давление в шинах является оптимальным для обычных условий эксплуатации автомобиля, поскольку удовлетворяет сумме всех многочисленных, часто противоречивых требований к ним. Отклонение от нормального давления в ту или иную сторону улучшает одни, но ухудшает другие характеристики автомобиля. Например, на перекачанных шинах можно достичь большей максимальной скорости и снизить расход топлива (благодаря уменьшению сопротивления движению), зато проиграть в управляемости и устойчивости автомобиля, комфортабельности.
Рекомендация заводов повышать давление на 0,2 кгс/см? при длительном (более часа) движении со скоростями, превышающими 115—120 км/ч, вызвана необходимостью обеспечить нормальную работу шин в таких условиях. Здесь уже учтено возможное повышение давления на 0,3 кгс/см? вследствие нагрева покрышки. При обычных же скоростях, которые даже на шоссе, не говоря уже о неровных дорогах (даже асфальтированных, но с выбоинами и заметными стыками), не должны превышать 90 км/ч, перекачанная шина при наездах на неровности в меньшей степени поглощает толчки, которые передаются через подвеску кузову. Кроме того, из-за уменьшения пятна контакта шины с дорогой ухудшается сцепление, а стало быть устойчивость автомобиля.
Что касается влияния повышенного давления на износ покрышки, то, даже если водитель и отметил большую сохранность рисунка протектора, это не значит, будто обязательно увеличился срок ее службы. Не стоит забывать, например, о том, что шина с повышенным давлением больше подвержена проколам, легче пробивается острыми предметами (камнями, щебнем и т. п.), да и протектор у нее стирается неравномерно.
Таким образом, суммируя все «за» и «против», можно утверждать: лучше ездить с нормально накачанными шинами, чем с повышенным давлением в них, тем более что скоростных дорог с разрешенным движением свыше 90 км/ч в России немного.
Известно также, что давление зависит от температуры шины. Надо ли учитывать это в поездках? По науке, зависимость давления воздуха в шине от ее температуры выражена законом Шарля, согласно которому определенная масса газа при нагревании на 1°С в постоянном объеме увеличивается на 1/273 часть его давления при нулевой температуре. Подсчитанные по соответствующей формуле давления в шине при разных температурах приведены в таблице.
Давление (кгс/см2) в шине при разных температурах
0°C 20°С 40° С
1,5 1,61 1,72
1,6 1,72 1,84
1,7 1,82 1,95
1,8 1,93 2,07
1,9 2,04 2,18
2 2,15 2,3
2,1 2,25 2,41
Из нее видно, например, что давление 1,7 кгс/см?, зафиксированное при нормальной температуре (то есть 20°С), повысится в нагретой до 40° шине всего на 0,1 кгс/см?. Эта величина не оказывает заметного влияния на работу шины и поведение автомобиля. Кстати, допуск большинства шинных манометров имеют погрешность ±0,1 кгс/см?.
Говоря о постоянном объеме, следует учесть, что шина резиновая и при накачивании воздуха расширяется, но только до тех пор, пока давление не превысит 1 кгс/см?. Дальше ее объем практически не увеличивается, потому что этому препятствует каркас (корд), который практически не растягивается.